Cекреты пейзажной фотосъемки — равновесие и перспектива

Равновесие в фотографии

Хочу заметить, что пейзажная съемка вопрос творческий. Это не математика и не физика, поэтому все вышеуказанные линии и точки служат только ориентирами. Не стоит пользоваться данными советами как догмой. Нельзя превращать творческий процесс в послушное следование оговоренным правилам. Самое главное необходимо следить за тем, чтобы объект в кадре не делил фотографию пополам, не портил ее, а был важным дополнением будущей картины. Например, если мы скомпонуем фотографию таким образом, что дорога, выходящая из середины нижней границы кадра, будет уходить вверх, а потом куда-то, в лучшем случае, в правый или левый угол фотографии, считайте, что фотография испорчена. Однако, если расположить туже самую дорогу, выходящей из правого или левого нижних углов фотоснимка, и при этом дорога устремляется в глубь кадра, то данное композиционное решения будет намного выигрышнее. Человеческое зрение устроено так, что просмотр картины и фотографии пейзажей зритель начинает с угла, как правило, с нижнего левого. Следовательно, цепляясь взглядом за дорогу, изображенную на кадре, зритель перемещает свой взор вглубь картины. Помимо этого, грамотное расположение той же дороги в кадре, используя приём линейной перспективы, может создать глубину и объём кадра, что весьма важно для художественной фотографии. О линейной и тональной перспективах поговорим позднее, а сейчас хочу вернуться к теме равновесия в фотографии.

При построении кадра важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры. Естественно, что в пейзажной фотосъемке никто не собирается перемещать дома, озера и реки. В данном случае, речь идет о выборе правильного ракурса и точки съемки. Кроме этого необходимо соблюдение правила равновесия. Оно довольно просто. Фотоснимок не должен быть перегружен в одной части и не догружен в другой. Если, например, в правой части фотоснимка находится объект, а в левой пустота, то фотография будет перегружена правой своей частью. В данной ситуации необходимо скомпоновать снимок таким образом, чтобы в левой части кадра появился объект, уравновешивающий правую. Причем уравновешивающим объектом может быть как физический объект, так и тень от основного объекта. Идеальным примером равновесного изображения можно назвать изображение символа Инь и Янь. В данном примере равновесие достигнуто по размеру, форме и цвету объектов.

Линейная перспектива

Теперь вернёмся к вопросу линейной и тональной перспектив. Основная задача фотографа большинства жанров это превращение плоской, расположенной на листе бумаги картинки в объемную, многоплановую, с ощущением глубины картину. И здесь на помощь приходят линейная и тональная перспективы.

Начнем с линейной перспективы — что это за зверь и с чем его едят? Линейная перспектива — это закономерное изменение масштабов разноплановых объектов, расположенных на плоскости. Все предметы, находящиеся вблизи, кажутся больше, шире и выше равнозначных объектов, удаленных от зрителя. Вспомните автомобильную дорогу, железнодорожное полотно, реку, которые сужаются по мере удаления от точки наблюдения. Еще одним примером линейной перспективы могут служить обрамляющие тропинку деревья, кажущиеся в конце аллеи совсем маленькими.

Умелое включение таких объектов в кадр, позволяет передать пространство и объем картины. Представьте себе пейзажную фотографию с роскошным деревом на среднем или заднем плане. Это вы знаете его истинный размер, его величие и красоту, так как имели возможность визуально оценить его размеры, проходя мимо или соотнеся размеры дерева с фигурками людей, проходящих рядом. Но на фотографии, по какой-то случайности фигурок туристов не оказалось, а ваши личные ощущения фотография передать не в силах. И как результат, величественное дерево, с роскошной кроной превратилось в банальный куст на плоском рисунке.

Включив в фотоснимок фигуру человека, находящегося рядом с ним, использовав прием линейной перспективы и обрамления фотографии, вы бы дали возможность зрителю ощутить подлинные размеры и красоту объекта, подчеркнули бы объем и многомерность картины.

Добавить комментарий